Конструкция дисков очень простая, несложная в работе при монтаже и демонтаже шины, ремонтопригодная в случае повреждения. Основная особенность заключается в бэдлоке, то есть замке в котором зажимается край (борт) покрышки. Схема бэдлока:
Такие бэдлоки установлены с обеих сторон диска, что обеспечивает надежную фиксацию края шины от проворачивания ее относительно диска и полностью исключает ее "раздевание", даже при самом маленьком давлении в колесе.
Сборка колеса
При сборке колеса нужно учитывать, что прижимные кольца невзаимозаменяемые между собой, как между дисками, так и между сторонами диска. На кольцах и на самом диске есть метки в виде точек, их необходимо при сборке совмещать, на одной стороне диска по одной точке на кольце и корпусе диска, на второй стороне по две точки. Ну и конечно шины сверхнизкого давления тоже бывают направленные, необходимо собирать два колеса на левую сторону и два на правую.
Как подобрать диск, как посчитать нужный вылет диска
Часто спрашивают, что считать вылетом и как правильно его посчитать? Уж так повелось, что вылет у диска для пневматика считается не так как у автомобильного. Вылет диска, на шинах сверхнизкого давления, для удобства расчетов при конструировании, принято считать как расстояние от края диска до посадочного места на ступице со стороны рамы вездехода. Впрочем, если очень сильно хочется, то можно на автомобильный манер тоже пересчитать довольно просто, если известна ширина диска. Необходимо так же учитывать, что сама резина, после сборки ее на диск выпирает от края диска тоже на какое то расстояние, обычно от 20 до 60мм. это зависит от ширины диска по отношению к ширине самой покрышки. Вот схематично указан вылет:
О влиянии вылета в большую сторону можно из опыта сказать, что нормально если одна треть диска внутри и две в наружу. Идеально конечно когда половина, ну или обратная величина, там уже на легкость руления сказывается.
Если учесть, что средний диск имеет ширину 500мм, то вылет 170мм считается нормально для вездеходов до двух с половиной тонн, по крайней мере, проверено, работает и особых хлопот не доставляет.
Далее уже увеличение вылета приводит к критическим нагрузкам на ступицу колеса и сам фланец диска. Но при уменьшении массы вездехода это возможно. Точно знаю, что при вылете 120мм вездеходы массой до 1,5 тонн так же ходят не испытывая особых проблем.
Ну и если совсем легкий вездеход, массой до тонны, то можно и 90мм сделать, работать будет точно. Конечно сравнивать ресурс подшипников ступицы и шкворней с автомобилем уже не корректно, но и весь вездеход по сути сплошной компромисс и стандарты по ресурсам и регламенту обслуживания совсем другие.
Вот схема где наглядно видно, как считается вылет по автомобильному:
Здесь представлена информация о размерности шин и дисков, оговорюсь сразу, что общепринятые в автомобильной промышленности нормы обозначений, не всегда совпадают применительно к шинам сверхнизкого давления.
Пример обозначения дисков, выпускаемых нашим предприятием
- ДК-21х510, УАЗ, 170, б/с
- ДК – диск колесный.
- 21 – внутренний, посадочный на диск размер шины.
- 510 – ширина диска в мм.
- УАЗ - фланец установленный в середине диска
- 170 – вылет диска.
- б/с – означает бескамерное исполнение диска.
Это и есть пять основных параметров диска, по которым мы их классифицируем.
Внутренний, посадочный на диск размер шины
Внутренний, посадочный на диск размер шины бывает от 16 дюймов (Шаина-2) до 32дюймов (Макар).
Учтите пожалуйста, что это условный размер в дюймах и каждый вид покрышки имеет свой точный размер посадочного места на диск, мы его измеряем в мм. На пример, существует семь различных шин размерностью 21 дюйм и только у двух из них посадочный размер совпадает с точностью до мм., а при изготовлении диска очень важно чтоб он соответствовал. По этому при заказе диска у нас, очень важно в первую очередь определиться какую именно шину Вы будете применять.
Еще нужно помнить, что ширина борта покрышки тоже имеет разный размер, а это важно для размера замка (бедлока) на диске, в котором зажимается борт покрышки и надежно удерживается в нем.
Ширина диска
Ширина диска зависит от типа шины, иногда она одинакова у нескольких разных покрышек. Рассчитывая размеры конструкции своих вездеходов, имейте пожалуйста ввиду, что ширина получившегося колеса после сборки на диск будет шире диска на 100мм. и более.
Фланец установленный в середине диска
Фланцы дисков, здесь все понятно и я просто перечислю возможные варианты: УАЗ-15, УАЗ-16, Нива, Волга 24, Волга 3110, Газель, Соболь, Газ-66, Газ-3307, Нисан-Патрол, Тайота-Лендкрузер, Сурф, МТЗ-82, МТЗ-320. Мы можем установить практически любой внутренний фланец диска.
Вылет диска
Такой параметр как, вылет диска, на шинах сверхнизкого давления, для удобства расчетов при конструировании, принято считать как расстояние от края диска до посадочного места на ступице со стороны рамы вездехода.
Исполнение диска камерное или бескамерное
Шины в свою очередь еще делятся на камерные и бескамерные, бывает что покрышки камерного исполнения устанавливают бескамерно, не всегда, но это получается, правда приходиться применять дополнительно герметики, при определении вида диска необходимо это тоже учитывать.
Сейчас есть много частных мастеров, которые из старых стандартных грузовых покрышек, методом уменьшения слоев резины получают шину низкого давления, для таких покрышек мы тоже изготавливаем диски, только перед заказом дисков нужно точно измерить посадочный размер шины и ширину борта покрышки. Бескамерный вариант диска тоже возможен.